СМИ о нас

В Архангельске отпраздновали день памяти преподобного Серафима Саровского 16 Января 2012

В Архангельске отпраздновали день памяти преподобного Серафима Саровского

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил 15 января, в день Преставления и второго обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца, Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе. Владыке сослужило духовенство митрополии.

В проповеди, произнесенной после богослужения, архипастырь привел несколько эпизодов из жития святого, в том числе о его чудесном спасении после падения с колокольни церкви преподобного Сергия Радонежского и о духовной, молитвенной связи двух угодников Божиих. Владыка отметил, что Серафим Саровский, живя в XIX столетии, настолько ярко просиял в Отечествe, что многие люди, изменив отношение к Богу, стали настоящими христианами.

«Нам кажется, что люди того времени были иными, но они были такие же, как мы, плоть носящие, в мире живущие. Преподобный Серафим Саровский прошел все ступени монашества и подвижничества – общежительный монастырь, пустынничество, столпничество, молчальничество, затвор и старчество. Господь дал ему дар прозрения, утешения, молитвы. Святые молитвой и угождением Богу получали блаженство еще на земле - духовную радость соединения со Христом. Вместе с тем угодники Божии претерпевали болезни, скорби, страдания больше, чем мы. Это ясно видно на примере жития преподобного Серафима».

Владыка Даниил подчеркнул, что и северная земля имеет связь с преподобным Серафимом: «После исцеления от болезни он построил церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Так угодник Божий почитал северных подвижников». Далее архипастырь привел слова святителя Феофана Затворника, который сравнил преподобного со свечой, горящей пред Богом. «Святой Серафим Саровский говорил, что пост, молитва, бдение и добрые дела – это не самоцель, а средства, которыми мы привлекаем к себе благодать Святаго Духа. Более всего привлекает Божию благодать молитва – «царица добродетели», как ее назвал святой. Однако молитва – вовсе не то, что приходит свыше, помимо нашей воли. Это болезненное воздыхание, обращение к Богу в смирении и кротости. Святые отцы советуют утро начинать с молитвы и в течение дня ходить пред Богом, чувствовать, что Господь смотрит на нас. Нужно припадать к нему в самоуничижении. Серафим Саровский 1000 дней и ночей стоял в молитве на камне, сходя для краткого отдыха и принятия пищи. Он стоял с воздетыми руками: «Боже, буди милостив ко мне, грешному». Это образец молитвы», - подчеркнул митрополит Даниил.

Молитве нужно учиться, понуждать себя к ней, отметил архипастырь. «Молитва – это не стихотворение и не картина, - сказал он. - К поэту и художнику приходит муза, они ждут вдохновения, а христианин заставляет себя молиться. Вначале молитва бывает «трудовой», когда идет борьба с помыслами. Нам тяжело, не хочется, а мы себя заставляем. Затем молитва становится благодатной. В молитве важно, чтобы душа горела. А горение есть не всегда. Нужно возгревать свое сердце. Чтобы молитва не была сухой и безжизненной, нужно подпитывать себя размышлением о Боге, чтением книг святых отцов или просто класть поклоны. Словом, нужно найти то, что сможет подпитать душу. Тогда молитва не будет холодной и бесчувственной. Вот к чему мы должны стремиться».

«Святой Серафим Саровский читал книги святых отцов, Евангелие, он «подогревал» свою душу. Мы видим, какова была эта душа – в любви, смирении, преданности воле Божией и служении ближним. Если мы обратимся к преподобному, он обязательно посетит нас и не просто придет, но поможет нам в деле спасения, очищения от страстей и стяжания Святаго Духа. Приводя отрывки из жития преподобного Серафима Саровского, мне бы хотелось подвигнуть вас, братья и сестры, к большему желанию и старанию молиться, подвизаться, очищать в себе «ветхого» человека и обильно получать благодать Святаго Духа», - заключил митрополит Даниил. 


Возврат к списку