История

В течение двух веков духовным центром нашего города был Свято-Троицкий кафедральный собор. Его называли одним из самых красивых соборных храмов во всей России. По преданию, место для будущего храма указал Петр I во время пребывания в Архангельске. Год посещения города не уточняется: 1693, 1694 или 1702. В некоторых источниках, однако, говорится, что место было выбрано еще в 1644 году, после очередного пожара деревянного Преображенского собора.

Каменный двухэтажный четырехпрестольный храм заложен 11 октября 1709 года при архиепископе Рафаиле (Краснопольском). В 1710 году уже начали забивать сваи под фундамент. Первой возвели теплую нижнюю церковь во имя Богоявления Господня, освященную в 1715 году, а пять лет спустя: алтарный придел в честь Казанской иконы Божией Матери, выстроенный на средства казанских купцов, торговавших в то время в Архангельске.

Верхний храм – в честь Живоначальной Троицы – построили только в марте 1743 года (по другим данным 1746), а внутренняя отделка продолжалась еще 22 года. После освящения верхней церкви в 1765 году собор стал кафедральным. В 1775 году в верхнем храме появился Преображенский алтарный придел, который строили «доброхотным подаянием архангельских и иногородних рачителей».

Храм представлял собой ранее барокко местного образца. Все стены и четыре внутренних столпа были украшены фресковой живописью. Главным украшением стал огромный золоченый иконостас, выполненный известными иконописцами того времени Артемием Петровым и Василием Холмогоровым.

Одной из святынь собора была древняя икона Божией Матери «Иверская» с мощами – ее первому архиепископу Поморья Афанасию вручил Святейший Патриарх Иоаким при учреждении Холмогорской и Важской епархии в 1682 году.

В 1773-1779 годах на средства архангельского купца Бусинова была возведена колокольня с аркой посередине. Она была шатровой, по типу – восьмерик на четверике. На колокольню вели 4 лестницы, одна из них, в толще стен, была каменной.

В 1793 году собор сильно пострадал от пожара: сгорели деревянные луковичные главы, упали колокола. Сгорели верхний и нижний иконостасы, горнее место и ризница. Из ризницы успели вынести некоторые ценные предметы, в том числе сосуды, Евангелия, кресты.

Благодаря усилиям архиепископа Архангельского и Олонецкого Вениамина (Румовского-Краснопевкова) и пожертвованиям архангельских купцов, собор быстро отстраивался. В 1794 году собор расписывали петербургские художники Академии художеств Корнелий Новоселов и Стефан Курляндцев. Работа продолжалась два с половиной года. В Архангельских епархиальных ведомостях за 1896 писали: «Живопись украшает внутренние стены и столпы собора, и, по отзыву художников, изображения Вседержителя и Сил небесных в алтаре над крестом достойны похвалы и одобрения. Своды и главы также украшены живописью подобного рода с соблюдением строгой правильности рисовки и перспективы…».

Новый иконостас ставили по проекту архангельского иконописца, архитектора Евграфа Либеровского – сына иерея Холмогорского Спасо-Преображенского собора о.Алексия Либеровского. Иконостас оставался некрашеным до 1802 года, когда вологодский мастер Иван Дружинин выполнил резьбу с позолотой. Новый иконостас внес в интерьер храма ноту классицизма. Собор был украшен колоннами коринфского стиля. Выдающееся произведение русского литейного искусства представляли собой царские врата.

Иконостас верхнего храма поразил Александра I, посетившего храм в 1819 году. Царь оставил отзыв: «Храм заслуживает внимания по своему благолепию… Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел».

Колокольню после пожара также восстановили, колокола перелили. На большом колоколе, весящем более 60 пудов, были высечены слова из 94 псалма: «Днесь аще гласъ Его услышите, не ожесточите сердец вашихъ».

Собор был вновь освящен 5 июня 1799 года. Его новый облик сохранился на акварельных рисунках, выполненных в 1797 году для «Атласа Архангельской губернии», в работах Глямина.

Работы продолжались и в XIX веке. Увеличили высоту колокольни; сам собор выкрасили желтой краской, наличники и карнизы – белой, а купола – зеленой, маковицы с крестами позолотили. В верхний храм вел один вход, с запада, а в нижний – три: с запада, юга и севера. Вокруг собора появилась искусно украшенная деревянными решетками ограда с тремя большими воротами.

Строились и новые приделы. Так, в 1817 году появился придел в честь святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства вятских купцов Орлова и Слободского, которые торговали тогда в Архангельске. Образ святителя был украшен серебряной под золотом ризой весом 28 фунтов.

Хранились в соборе и исторические реликвии, в том числе деревянный крест, сделанный Петром I в память его избавления от бури на Белом море. Надпись на кресте гласила: «Сей Крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694». До 1910 года в соборе находился петровский штандарт, подаренный архиепископу Афанасию. Еще один подарок Петра - иерусалимский флаг, который поднимался на корабле в присутствии духовного лица. В ризнице хранились саккос владыки Афанасия и панагия в виде двуглавого орла, осыпанная драгоценными камнями – ее пожаловала архиепископу Афанасию царевна Софья Алексеевна. Среди прочих вкладов – золотой напрестольный крест, дар архангельского купца Никиты Крылова, золотошвейная Плащаница, унизанная жемчугом, пожертвованная игуменией Шенкурского монастыря Евфимией и др.

В разные годы Свято-Троицкий собор посещали члены царской семьи: в 1847 – великий князь Константин Николаевич, 1858 – Александр II, 1870 – великий князь Алексей Александрович, 1886 – великий князь Владимир Александрович.

На паперти храма стояли три пушки, взятые в 1701 году со шведских фрегатов в качестве трофея.

Восточная стена с внешней стороны над алтарной апсидой имела роспись 1806 года с изображениями Пресвятой Троицы: «Гостеприимство Авраама» и «Чудо Архистратига Михаила». Размер росписей составлял 3 на 4 сажени (примерно 6,5 на 8,6 метров). В 1911 году вместо «Чуда Архистратига Михаила» было выполнено изображение Крещения Господня. Росписи можно видеть на старых фото и открытках начала прошлого века. На западной стене было также изображение Знамения Божией Матери.

Во второй половине XIX века главы на соборе и шпиль колокольни вызолотили, в нижнем храме установили новый иконостас, а деревянную ограду вокруг храма заменили на каменную.

В 1920 году с общиной верующих был заключен договор на пользование храмом. Пять лет спустя постановлением Архангельского губернского исполкома этот договор был расторгнут. Собор предполагалось использовать как Дом культуры. Наиболее ценные предметы (церковная утварь, колокола и др.) были переданы в государственный фонд, иконы отданы верующим. Вещи, представлявшие историко-художественную ценность, передали в Архангельский губернский музей.

Собор было решено разобрать, Московское архитектурное общество объявило конкурс на постройку Дома культуры. В 1928 году на страницах газеты «Волна» была открыта дискуссия на тему: «Следует ли сохранять собор». «Купола намозолили глаза», утверждали ее участники. В защиту собора раздался всего один голос краеведа, указавшего, что «подобный Северный ренессанс можно видеть еще только в архитектуре Соловецкого собора». На это ему ответили: «Желающие наслаждаться ренессансом могут прогуляться на Соловки». Отстоять собор попытались представители так называемой Главнауки. Они телеграфировали местным властям, сообщая, что «здание собора представляет большую архитектурную ценность как грандиозное и выдающееся по декоративной обработке здание первой половины XVIII в…» и для Северного края является единственным. Губисполком, однако, утверждал, что «кафедральный собор стиля барокко в СССР далеко не единственный».

Для разрушения храма требовалось 120 000 рублей. Был объявлен сбор средств, однако население не спешило откликнуться на призыв властей. Чтобы увеличить сборы, потребовалась новая волна агитации. В 1928 году с собора сбросили кресты, сбили главы. В 1931 храм был разрушен полностью. Фотограф Борис Оттлие зафиксировал на пленке облик здания до того, как его сровняли с землей. За это фотограф пятилетний срок в исправительно-трудовых лагерях. Впоследствии на месте храмового комплекса появился Архангельский театр драмы.

По материалам книги Л.Д.Поповой «История храмов Архангельска» (Архангельск, 2005 г.)

В 2005 году Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство в Архангельске нового кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила, покровителя нашего города. Тогда же состоялся крестный ход и общегородской молебен. 1 октября 2008 г. были забиты первые сваи, а 21 октября епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил освящение закладного камня. 20 октября 2010 г. был закончен нулевой цикл строительства, перекрыт цокольный этаж. 14 февраля 2011 года был положен первый кирпич в стены будущего храма. Была произведена корректировка эскизного архитектурного проекта, благодаря чему вместительность собора увеличилась до 3 тысяч прихожан. В настоящее время строительство ведется на уровне третьего этажа.

Летом 2011 года Архангельскую епархию впервые посетила чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». В стенах строящегося собора епископ Архангельский и Холмогорский Даниил совершил первое богослужение – молебен Пресвятой Богородице перед Ее чудотворным образом.

Еще спустя два месяца на первом этаже собора был оборудован временный храм, и в день своего тезоименитства, 12 сентября, владыка Даниил совершил в нем первую Божественную литургию. Архипастырю сослужил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

Фотографии